На ком бы еще сэкономить... |
12.09.2015 |
В правительстве полным ходом идет верстка бюджета на 2016 год — хотя Госдума еще не приняла поправки, отменяющие трехлетнее планирование, Минфин уже не готов строить планы на столь длительный период. Пока что понятно, что индексировать социальные выплаты по действовавшим прежним правилам не удастся, денег на всех не хватает. Россия по конституции — социальное государство. Это означает, что правительство должно перераспределять средства богатых в пользу бедных и нуждающихся. Конечно, хоть конституция и является законом прямого действия, многие ее положения по факту не работают, но конкретно принцип перераспределения средств очень важен, потому что позволяет поддерживать не только минимальный жизненный уровень беднейших слоев населения, но и их лояльность действующему правительству.Когда проблем с наполнением бюджета не было, денег хватало на всех: правительство и содержало силовые структуры, и инвестировало в экономику, и повышало зарплату бюджетникам, и платило пособия нуждающимся. Сейчас денег на всех, очевидно, не хватает, поэтому всем приходится несколько ужаться. В МВД, например, планируют сократить более 100 тысяч ставок, в результате даже некоторые федеральные музеи останутся без охраны. В 2015 году отказались от индексации оклада чиновников, военнослужащих, судей и других получателей государственных зарплат, что в условиях скачка инфляции означает снижение реальных заработков в среднем почти на 10%. Вопрос о повышении пенсий также дается с трудом: пока понятно, что расти они будут, но медленнее, чем инфляция, а значит в реальном выражении впервые за много лет будет все-таки зафиксировано падение. В пятницу на совещании у премьер-министра, пишет «Коммерсантъ», обсуждается вопрос социальных выплат — это очень затратная статья бюджета, притом деньги расходуются далеко не самым эффективным способом. У Минтруда уже есть предложения по реформированию этой сферы: предлагается платить пособия только тем гражданам, которые удовлетворяют т. н. «критериям нуждаемости». Действительно, сейчас часто пособия, например на детей, получают в том числе и обеспеченные родители, которым государственная помощь, по факту, погоды не делает, эффективней выплаты увеличить, но давать их только тем, чья жизнь в результате получения денег действительно улучшится. Но реформа социального обеспечения только готовится, а экономить деньги уже нужно. Министерство труда опубликовало специальный проект закона, который, во-первых, предлагает отказаться от повышения зарплат госслужащим и в 2016 году, а во-вторых, прописывает единый порядок индексации для всех социальных выплат, кроме пенсий, с 2017 года. Минэкономики уже добавило, что зарплату чиновникам нужно будет повысить в 2017 году на 4,5% (при плане инфляции в 6,5%), а в 2017 — на 4% (план — 5,5%). Если с заморозкой зарплат все понятно — госслужащие, военные, судьи и т. д. будут, конечно, недовольны, но деваться им особо некуда (представить себе митинг чиновников довольно сложно) — то с регламентацией порядка индексации социальных пособий все несколько сложнее. Минтруд считает, что индексацию социальных выплат с 2017 года следует производить один раз в год — 1 февраля — по уровню фактической инфляции предыдущего года. Но законопроект никак не описывает порядок индексации в 2016 году, хотя это важно, ведь согласно данным Росстата с начала года цены уже выросли на 10%. В 2015 году формула «по фактической инфляции предыдущего года» применялась только при индексации страховой части пенсии, по всем остальным пособиям выплаты индексировались на размер предполагаемой инфляции согласно макропрогнозу Минэкономики. Мало того, что в прогнозе инфляция часто оказывается ниже итогового значения, еще стоит учитывать, что в 2016 году цены, судя по всему, будут расти медленнее, чем в 2015. Это значит, что скачек цен 2015 года отразится на выплатах в 2016 году лишь косвенно. Иными словами, реальный размер социальных пособий сократится. Вообще повышать государственные пособия, зарплаты и выплаты не на значения реально зафиксированной инфляции, а на плановые показатели, для правительства, конечно, очень хорошо. В случае официального принятия этой схемы скачки курсов валют, обвал цен на энергоносители и прочие внешние шоки будут играть в чем-то даже на руку бюджету, потому что будут освобождать его от социальной нагрузки. Появится, правда, стимул ежегодно занижать прогноз роста цен, но с этим можно будет справиться — в конце концов, почти все 2000-е годы инфляция опережала закрепленные в бюджете плановые показатели в 1,5-2 раза. Другое дело, что сокращение социальных выплат, госзарплат и т. д. в реальном выражении, если он будет достаточно резким, может означать конец «российской модели» государства всеобщего благосостояния, когда все социальные проблемы правительство пыталось решить массовым вливанием денег. Оказалось, что после падения вдвое цен на нефть денег нет даже на самые необходимые вещи, вот и приходится упразднять ведомства, реформировать систему социальных пособий, менять модель работы медицины, увольнять полицейских и оптимизировать работу множества других ведомств и сфер деятельности правительства.
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |